Ассоциация кинокритиков КПИ


Top Movies   News   Fresh Reports   Top Actors   Top Actresses   Top Directors   Fan Pages  Movies  


Top Movies:

1. Trainspotting (На Игле), 1996, Великобритания.
В ролях Эван МакГрегор, Эвен Бремнер. Режиссёр Денни Бойл.
Средний бал 4,8 (4,75 - общая система).
Культовая молодёжная лента, повествующая о жизни наркоманов в Шотландии. Фильм снят в новом британском стиле (который полностью противоположен классическому - длиннющая нудотина, кто смотрел "Госфорд Парк" поймёт), при длительности полтора часа событий хватило бы часа на три. Жанр охарактеризовать иначе, как комедийная драма не удастся, половина фильма идёт натуральная комедия, да и во второй половине, когда рассказываются совсем не смешные вещи, юмор никуда не пропадает, этот бесподобный шотландский юмор, лёгкий как паровой каток. Всё это придаёт фильму необычайную лёгкость просмотра, я его смотрел раз 15. Его можно и просмотреть как ненагружающую комедию с сюрреалистическими эпизодами (чего стоит погружение в унитаз в погоне за опиумными свечами), хотя на самом деле фильм затрагивает большое количество тем, поднимает много вопросов, но не отвечает на самый главный: завяжет ли Рентон со своим прошлым, последний раз таки окончательный или нет? P.S.: Совсем забыл упомянуть блестящую игру актёров (Эван МакГрегор номинант MTV Movie Award в номинации Breakthrough Performance of the Year) и гениальные диалоги с монологами. И последнее, этот фильм - мой любимый.

2. Valmone /Вальмон/. Франция-Великобритания 1989. Режиссёр Милош Форман.
В ролях: К. Фирт, А. Бенинг, Д. Джонс, Ф. Балк. Оценка 4,67 (4,67).
Великолепная поделка великого мастера. В целом фильм напоминает дорогую, богато убранную безделушку. За сюжетную основу взят известный роман в письмах Шадерло де Лакло эпохи "галантного века" - "Опасные связи". Форману, вообще, с его манерой съёмки фильмов снимать кино про галантный век самое милое дело. Блестящие декорации, на протяжении всего фильма оперная музыка, тонкий юмор. Но, как обычно в фильмах Формана, ближе к концу всё меняется, история совершенно перестаёт быть смешной, начинается драма. Но стиль съёмок от этого не меняется абсолютно. Даже грустные мысли в голову не лезут. А откуда им взяться, когда Вальмон даже умирал с песнями и плясками? Как обычно в фильмах Формана, наряду с основной историей присутствует ещё одна линия, всегда завуалированная, на уровне намёков, но обязательно присутствующая. Это и борьба личности против системы в "Полёте над гнездом кукушки", и мелочность человеческого общества в "Народе против Ларри Флинта" и протест униженного человеческого достоинства в "Регтайме". Так и в "Вальмоне" ненароком поднималась тема "может ли измениться человек?" С одной стороны Вальмону это удалось, ему кажется, что он смог одолеть себя, но из каких побуждений? Форман дал посылку фразой Аннет Бенинг "может. Но только в худшую сторону", не дав ответа противоположной стороны. Противоположная сторона решила уйти из жизни. Как всегда красиво, элегантно, без паники и психоза - по-формановски.

3. Eyes Wide Shut (С Широко Закрытыми Глазами), 1999, США - Великобритания.
В ролях: Том Круз, Николь Кидман, Сидни Поллак, Тодд Филд. Режиссёр Стенли Кубрик (его последний фильм).
Средний бал 4,6 (4,14).
Тяжело писать о таких фильмах, да что там, ему жанр тяжело определить, нечто вроде драмы с элементами эротики и триллера. Да и сложно в двух словах передать, чем фильм так понравился. В первую очередь думаю это блестящая манера съёмки Кубрика, во-вторых, великолепно передана психологическая подоплёка. В фильме не много событий, да и не в этом заключается его прелесть (для любителей событий есть Матрица и Терминатор), главное - настроение, которое режиссёр сумел передать зрителю с помощью замысловатых декораций и плавных полётов камеры. Кубрика обвиняли во многих подходах к созданию этого фильма (сотни дублей, вытравивших из актёров естественность, странное освещение и т.п.), но именно такая манера позволила создать атмосферу сна-блокбастера (думаю, все мы иногда видим во снах такое, что хоть на утро приглашай Спилберга с сотней-другой миллионов долларов бюджета). Именно в этой атмосфере, наполненной пряными красками, рождаются многочисленные вопросы на которые Кубрик отвечать и не думает, его дело было создать концептуальный фильм, а ты уж понимай и трактуй сам. Именно в этой нереальной атмосфере незаметно пролетает огромный хронометраж фильма (159 мин.). Ведь сны не имеют временных границ. Они мимолётны и бесконечны.

4. Artificial Intelligence (Искусственный Интеллект), 2001, США.
В ролях: Хейли Джоел Осмент, Джуд Лоу. Режиссёр Стивен Спилберг.
Средний бал 4,6 (4,5).
Чуть больше 20 лет назад познакомились на съёмочной площадке Спилберг с Кубриком. Кубрик экранизировал роман Стивена Кинга "Сияние" (впоследствии этот фильм войдёт в десятку лучших экранизаций мирового кинематографа), Спилберг же снимал "E.T.", который впоследствии принесёт ему невиданную дотоле славу. Один из них уже был признан ведущим режиссёром мирового кинематографа, одному из них ещё только суждено стать метром. Именно тогда Кубрик поделился со Спилбергом идеей "Искусственного Интеллекта", именно из него Кубрик планировал сделать венец своей карьеры (жизнь внесла свои коррективы - Кубрик умер за 666 дней до 01.01.2001, и последним словом в последнем его фильме было fuck). Эту идею два режиссёра вынашивали 20 лет, поэтому неудивительно, что после смерти Кубрика за съёмки принялся Спилберг вместе со своей конторой DreamWorks. Если вы ищете сентиментальную семейную историю, то я не рекомендовал бы смотреть "Искусственный Интеллект", скорее это развитие идей "Механического Апельсина". Визуально изумительный в своём воссоздании дистопичного будущего, фильм является скорее психологическим исследованием сказок, нежели историей с сопливым концом. Бруно Беттельхайм может гордиться, а аудитория разделится. Если вы увлекаетесь чернухой в стиле Братьев Гримм, "Искусственный интеллект" - это путешествие, которое стоит предпринять. Артистизм посмертного сотрудничества Спилберга с Кубриком неоспорим. Поэтически, неизменно ребяческий режиссёр спрял мифы о Питере Пене в трогательное размышление над бременем фантазии.

5. The Shawshenk Redemption (Побег из Шоушенка), 1994, США.
В ролях: Тим Роббинс, Морган Фримен. Режиссёр Френк Дарабонт.
Средний бал 4,6 (4,56).
Ну любит Френк Дарабонт снимать фильмы о тюрьме (ещё его рук дело "Зелёная Миля"), притом что он ими хочет передать совершенно неясно. Один из участников основной системы обвинял горячо мною любимую "Тонкую Красную Линию" в отсутствии реализма, мол, крови мало. С этой точки зрения побегу можно ставить балла так два, реализм тюремной жизни и не ночевал (я хоть в тюрьме и не был, но кажется мне, что атмосфера там поближе к той, которую можно увидеть в старых боевиках, а не штрих, который заперся в кабинете директора тюрьмы (!!!) и врубил на всю тюрьму музыку). Сказать, что фильм очень интересен или хорошо снят - рука не поднимется. Сказать, что уж очень глубокая идея или её реализация - аналогично. А счастливая концовка вообще выкашивает. Фильм американская киноакадемия выдвинула на оскар в шести номинациях, не дала ни одного. По моему мнению, очень правильно - "Форрест Гамп" и "Криминальное Чтиво" лучше намного. Думаю, вы поняли, что фильм мне не-то чтобы понравился, если кого-то зацепила эта статья пишите другую, опубликуем.

6. Saving Private Ryan (Спасение Рядового Райана), 1998, США.
В ролях: Том Хэнкс, Мэтт Демон, Том Сайзмор, Джованни Рибизи. Режиссёр Стивен Спилберг.
Средний бал 4,5 (4).
Ну вот и второе пришествие Спилберга в этот TOP-10. На этот раз с действительно блестящей военной драмой. На первый взгляд фильм может показаться кровавым боевиком с непомерно раздутым американским патриотизмом. Истины в этом немного, пожалуй, только то, что фильм кровавый (первые 20 минут вообще беспрецедентны для фильмов такого плана). Как когда-то сказала одна наша одногрупница: 'Величайшее достижение человечества это гуманизм'. Чушь, хотя доля истины в этом есть. Среди кровавых мясорубок, возникающих по ходу фильма, неизменно встаёт вопрос абсурдности и чрезмерной жестокости происходящего. Да и сама суть фильма - семеро отправились спасать одного, с виду рекламная акция Вашингтона и безнадёжная кампания, но вопрос - стоит ли оно того? Притом в конце все семеро погибли. Вот и отвечайте на него сами. P.S.: Вспоминается момент, когда в одной из дислокаций американских солдат, двое из отряда сели перебрать медальоны с фамилиями убитых в поисках медальона Райана. Тем временем мимо проходил строй солдат, и все они молча смотрели на поиски, потом подбежал Том Сайзмор, и, ссыпая все медальоны в мешок, сказал что-то вроде '…что ж вы идиоты делаете, для вас это куски металла, а для них (проходящих мимо солдат) это друзья, которые ещё вчера шли рядом с ними…'

7. Moulin Rouge! (Мулен Руж!), 2001, США-Австралия.
В ролях: Николь Кидман, Эван МакГрегор, Джим Бродбент, Джон Легуизамо, Кайли Миноуг (в роли зелёной феи). Режиссёр Баз Лурманн.
Средний бал 4,4 (4,44).
Наступило новое тысячелетие (давненько правда, но я е виноват, что ассоциация открывается только сейчас) и в нём сняли шедевр. Первый, да и пока единственный - при всей любви к таким фильмам, как "Я Сэм", "Ничья Земля", "Искусственный Интеллект", "Другие", "Помни", их шедеврами посчитать не могу. Премьера этого богемного шторма открывала каннский кинофестиваль. И уже там началось классическое обсуждение - кто хвалил, кто ругал, говорили о бездарности и гениальности Лурманна, о тех же качествах Кидман. В принципе только по одному вопросу сошлись во мнениях - прокатывать его в Америке бесполезно. Кассовые сборы по США и Канаде это подтвердили - 57 миллионов долларов сборов, по остальному миру фильм собрвл в два раза больше. Шикарнейшая арт-хаусная постановка о богемной революции в Париже конца 19-го века, гениальная история о любви (воздержусь от сравнений с "Ромео и Джульетта"), очень качественно поставленный мюзикл, украшением которого стали голоса Николь Кидман и Эвана МакГрегора. В общем, отзывы критиков были весьма похвальны, но на этот раз в обругивание фильма включились зрители, мнения в целом разделились примерно пополам. Хоть фильм и получил два Оскара, 3 золотых глобуса и 3 премии от BAFTA, он заслуживает большего. Но Баз Лурманн знал на что идёт, фильм снимался в Австралии, с британо-австрало-колумбийскими актёрами, да ещё и не укладываясь в американские каноны жанра, в Америке шансов не было, да и в Европе (СНГ) не всё так уж гладко, многие ругают фильм за сопли, за сказочность истории, за постановку, да и просто говорят "не нравятся мюзиклы", но как было сказано на одном из форумов: "людям с низким уровнем интеллекта этот фильм никогда не понравится, для тех, кому не нравится яркость постановки, краски и грим, чересчур большое количество музыки и драматизм ситуаций - так это Мулен Руж а не богадельня". Николь впервые номинировалась на Оскар за лучшую женскую роль первого плана, правда не совсем в удачное время, на волне политкорректности Оскар получила Хелли Берри, хоть критики и признали - лучшая роль в году была у Николь. Но не оскаром единым, Николь выиграла звание актрисы года от Hollywood Film Festival ("Moulin Rouge", кстати, стал фильмом года по версии HFF), номинировалась на лучшую актрису от AFI и CCFA, выиграла Golden Satellite Award и золотой глобус как лучшая актриса года. Проходящий в начале лета MTV Movie Award отдал Николь Кидман лучшую актрису года, и Николь Кидман с Эваном МакГрегором приз за лучшие музыкальные кадры.

8. Forrest Gump (Форрест Гамп), 1994, США.
В ролях: Том Хэнкс, Гари Синиз, Робин-Райт Пенн. Режиссёр Роберт Земекис.
Средний бал 4,4 (4).
Захватывающий, глубокий, очень добрый и трогательный фильм рассказывает от лица главного героя Форреста Гампа, слабоумного безобидного человека с благородным и открытым сердцем, историю его необыкновенной жизни. Фантастическим образом превращается он в известного футболиста, героя войны, преуспевающего бизнесмена. Но главная фантастика в том, что достигал он всего не из корыстных побуждений, он просто делал то, что хорошо умел. Но зачем? Ему это ПРОСТО нравилось. Без мотивации. Без всяких расчетов на признание. Без публики. К примеру, зачем люди бегают по утрам? Для здоровья (смерти боятся), или пытаются показать свою силу и волю (я могу, а ты вот нет, эк я крут-то!), или это просто принято в обществе (босс бегает, значит и я должен). А ему это просто нравилось. Он, из-за своего низкого интеллекта (или благодаря ему) не испытывал страха, что люди могут воспринять его неправильно. Помните, сильнейшая сцена, опять же связанная с бегом, когда, пробежав N раз по Америке, Форрест останавливается (ему больше не хочется бегать), оборачивается и видит толпу, которая следовала за ним. Из нее слышится сакраментальный вопрос: "А нам-то что теперь делать?" "А хрен вас знает!" - ответил Форест. Он становится миллиардером (вложив деньги в какую-то яблочную компанию Apple), но остается таким же бесхитростным, глупым и добрым. Форреста ждет постоянный успех во всем, но и здесь зарыта собака - вы посмотрите на его отношение к деньгам, к фетишу американского кино, они для него просто не существуют. Люди придают огромное значение вещам, которым значение можно не придавать вообще. Жизнь от этого станет только счастливее. Фильм заслуженно получил шесть Оскаров, в том числе Оскара за лучшую картину года и Оскар Тому Хэнксу за лучшую мужскую роль первого плана.

9. Lock, Stock & Two Smoking Barrels (Карты, Деньги, Два Ствола), 1998, Великобритания.
В ролях: Ник Моран, Джейсон Стетхэм, Винни Джонс, Стинг. Режиссёр Гай Ритчи.
Средний бал 4,4 (4,56).
Абсолютно культовая криминальная комедия. Второй представитель нового британского стиля в этом TOP-10. Незабываемость фильму придают, конечно же, лихо закрученный сюжет, блестящий юмор, стильный саундтрек. А коронные фразы персонажей давно уже пользуются народной популярностью ('мне ни хрена не смешно, Николас', 'налетай, разбирай, товар не краденый, а даром даденный, вернуть не можем хозяев потревожим', 'цепь золотая, сделано в Италии, стибрено в Англии, длиннее чем моя рука, чуть короче чем кое-что другое', 'ты из-за сотни торгуешься, когда внешний долг Либерии в лопатнике' и т.п.). После выхода сего опуса на экраны Гай Ритчи твёрдо забрал себе пальму первенства в развлекательном кино (попытка Содерберга эту пальму забрать - "11 Друзей Оушена" - по моему мнению, крайне неудачна). В принципе это лучшее что я видел в комедийном жанре, стандарт, по которому будут мерять ещё много-много лет. А вы не согласны?

10. Fight Club (Бойцовский Клуб), 1999, США.
В ролях: Эдвард Нортон, Брэд Питт. Режиссёр Дэвид Финчер.
Средний бал 4,4 (4,38).
Апофеоз творчества Финчера. С точки зрения его незабываемого стиля (это и "Чужой 3", и "Семь" и "Игра") этот фильм безупречен, а концовка так вообще. Одним словом, Финчер очередной раз показал, что для него фраза 'мама - анархия, папа - стакан портвейна' не пустой звук. Но выпускать фильм на экраны Америки, где фактически в каждой минуте ты осмеиваешь их стиль жизни, оказалось слишком. Фильм потерпел оглушительный провал в прокате, киноакадемия проигнорировала его полностью, но нам до их разборок дела нет, и мы можем констатировать - такой многообещающий режиссёр как Финчер сделал шедевр, правда слабо признанный. Анархическая философия потоками льётся в фильме через харизматического торговца мылом Питта. Питт уверен, что самосовершенствование - удел слабых, а саморазрушение - единственное ради чего стоит жить. Да и Нортон, под чутким руководством Питта, уходит в жизни от проторенных колей, эта парочка весь фильм извращается и издевается над моральными ценностями, превращая их в неподдающуюся описанию кашу. Для чего? - спросите вы. Да ни для чего, какие могут быть 'для чего', когда есть бойцовский клуб?

10. Leon (Леон Киллер (хоть убейте, не знаю почему у нас перевели именно так)), 1993, Франция-США.
В ролях: Жан Рено, Натали Портман, Гарри Олдман. Режиссёр Люк Бессон.
Средний бал 4,4 (4,13).
Я немного не понимаю любовь населения к этому фильму. Да, Бессон его весьма симпатично сделал (чего стоит сцена в конце, когда Олдман таки убивает Рено), актёры отыграли на 'очень хорошо', даже смотреть интересно. Но вот сюжет меня не затронул. Нет, он не глуп, он весьма и весьма качественно сделан, но не для фильма со средним балом 4,4. Я бы с намного большей радостью написал бы о 'Английском Пациенте' или 'Я Сэм', но в таблице я решаю далеко не всё. Я вот так и не понял, зачем матёрому киллеру понадобилось возиться с тринадцатилетней (!) девочкой. Было бы пол беды, если бы это была какая-то вариация на тему Лолиты, но этого нет и близко. Нет, ближе к концу фильма Портман таки говорит, что любит Рено, тут уже начинаешь вжиматься в кресло, ожидая, что сейчас на экране пойдёт то (я не о порноте), из-за чего через четыре года запретят для широкого показа "Лолиту" Эдриана Лайна, также это сопроводится разухабистым экшном - киллер всё-таки. Ан нет, Рено в ответ начнёт нести такую ересь, что все надежды сразу и развеиваются, остаётся только разухабистый экшн с грустной концовкой. Я не говорю, что это плохо, на таком уровне сборки это всё весьма и весьма смотрибельно, после просмотра эмоции только +, но так чтобы сразу в TOP-10, нет, я не понимаю, может кто-то объяснит. А тем более, можете глянуть какие фильмы остались сзади.

11. One Flew Over The Cuckoos Nest /Пролетая над гнездом кукушки/. США 1975.
Режиссёр Милош Форман.
В ролях: Д. Николсон, Л. Флетчер, Д. Де Вито. Оценка 4,25 (4,4).
Ещё один формановский шедевр в "чёртовой дюжине". Экранизация культового в 60-ые одноимённого романа, повествующего о судьбе человека, помещённого в психушку, хотя психом он не являлся. С одной стороны мы видим трагическую историю человека, который просто хотел вырваться оттуда, верил до последней секунды в успех, что даже местами веришь вместе с героем Николсона. Например, момент в конце, когда в заведомо безнадёжной ситуации он хватает ключи и начинает открывать окно в трёх метрах от стоящего рядом охранника. На этом фоне интересно смотрится индеец, который мог помочь Николсону, но уже в это не верящий, у него перед глазами его отец, которого "они" довели до состояния растения. После чего он только пил, причём пил так, что его даже собаки не узнавали. Даже если смотреть на фильм только в таком ракурсе, то горячо любимый народом "Побег из Шоушенка" кажется лишь жалким фиглярством. Но народ в это не верит, ну и чёрт с ним. Если же глянуть с другой стороны, то всплывает идея борьбы против системы, олицетворением которой была старшая медсестра. Как это похоже на общество, ни один из "уродов, лунатиков и дефективных" не был против идей хоть что-то изменить. Но все они были за спиной Николсона, бездейственное соучастие - получится, так хорошо, нет - не страшно. И только в крайне истеричные моменты в них что-то просыпалось - "я хочу курить свои сигареты! Дайте мне мои сигареты! Почему вы распоряжаетесь моими сигаретами! Изменится здесь что-то хоть когда-нибудь?! Я хочу перемен!", или когда обнаружили, что Билли переспал с Кенди, он аж заикаться перестал. Но всё это разбивалось о систему, которая за весь фильм улыбнулась один раз - когда из Николсона уже делали растение. В процессе просмотра у меня не раз возникал вопрос, почему Форман выбрал именно этот сценарий. Ведь главное, что он хотел снять - именно борьбу против системы (явная реакция на введение советских войск в Чехословакию, Форман именно чешский эммигрант), есть ведь такие шедевры литературы на эту тему - "1984" Оруэлла, "Замок" Кафки. Но ответ более-менее очевиден. Ну сделайте вы "1984" с песнями, плясками, музыкой и искромётным юмором. Про "Замок" я вообще молчу, думаю, кто читал, меня поймёт. В "Полёт" в большей меньшей мере всё это вместилось. А хорошо это или плохо - судить вам.

12. Amelie /Амели/. Франция 2001.
Режиссёр Жан Пьер Жене. В ролях: О. Тоту, М. Кассовиц, И. Моро. Оценка 4,25 (4,29).
Необычайно симпатичная история дурочки с Монмартра. Дурочка, правда, имела один очень интересный дар и гигантскую рекламную кампанию, что позволило ей быть главной претенденткой на лучший неанглоязычный фильм года. По моему мнению, абсолютно заслуженно получила по носу от "Ничьей Земли", но не мнению зрителей. Дурочку зовут Амели Пулен, дар её заключается в том, что она угадывает, что необходимо людям для толики счастья. Думаю, как можно понять из вступления, фильм особой умственной нагрузкой не отличается. Но это третий раз на моей памяти, когда дигитальные технологии превратили всё происходящее на экране в неописуемой красоты действо (первые два это "Видок" и "Мулен Руж"), что в комплекте с очаровашкой Одри Тоту дает на выходе весьма привлекательный продукт. Правда, для меня остаётся загадкой, что в этом фильме нашли широкие массы - резня и мордобой здесь отсутствуют, толковый сюжет тоже. Но раз нашли, так нашли. Я и сам, впрочем, нашел. Сколько раз порывался волевым движением мышки поставить трояк, но всё в глаза лезет мордашка Тоту и визуальные красоты. Даже хаять сильнее фильм как-то не хочется. Вот на том и остановлюсь, всё-таки это лучше Леона.

13. I Am Sam /Я Сэм/. США 2001.
Режиссёр Джесси Нельсон.
В ролях: Ш. Пенн, М. Пфайффер, Л. Дерн. Оценка 4,25 (4,2).
Блестящая социальная драма на тему отношения родителей и детей. Для усиления эффекта и аллегоричности ситуации в фильм введён герой Шона Пенна - человек с заторможенным где-то на уровне семилетнего ребёнка развитием. Шон Пенн справился с ролью выше всяких похвал, это третий из чёртовой дюжины (да и вообще) фильм, который заставил меня прослезиться. Да и сам фильм радует грамотностью построения, в американском кинематографе присуще в основном малобюджеткам. Раз это социальная драма, то и условия приближены к жизненным. Это вам не зажравшиеся скоты из "Красоты по Американски". Ездят они на коллекционных машинах, трахают их короли, травой штрих наторговал больше чем на сорок тысяч долларов, отец у него скрытый педераст, по соседству живут два не скрытых, при этом штрих собирается убить отца (который курит его траву) по просьбе дочери, которую он трахает, того отца и т.п. Вот такая вот жизненная картина. В "Сэме" всё приближено к реальности - Шон Пенн не один день провёл в лечебнице для таких людей, пытаясь точнее понять их жизнь. Друзей Сэма играют люди с такими отклонениями. Всё окружение похоже на ту жизнь, которая окружает нас. Премия Стэнли Крамера за социальные исследования в кино была присуждена именно "Сэму". В своё время эти люди и не глянули на "Красоту". Что ещё можно добавить, наверное, только прекрасно вписывающуюся в антураж музыку, перепевки "Битлз" другими группами.